Как разбогатеть
благодаря вашим знаниям
Регистрация

Заплатите мне, или Подводные камни бизнеса на фрилансе (часть 3)

Просмотров: 76490

 

Заказчики и исполнители фриланс-услуг часто сталкиваются с типичной, но достаточно щекотливой ситуацией, как именно они должны рассчитываться с подрядчиками или получать оплату от клиентов. Как получить адекватный результат, не сжечь нервы, прислушаться к пожеланиям с обеих сторон и разрешить возникающие сложности? Наши эксперты — как заказчики, так и исполнители — делятся мнениями и личным опытом. Начало здесь: https://navika.pro/frilans/posts/zaplatite-mne-ili-podvodnye-kamni-biznesa-na-frilanse-chast-1 и https://navika.pro/frilans/posts/zaplatite-mne-ili-podvodnye-kamni-biznesa-na-frilanse-chast-2

Исполнители

Наталья Дуплинская, фотограф, член Союза фотохудожников России

Я фотограф-фрилансер. Наша работа начинается задолго до момента фотосъемки. Это встречи с клиентом, консультации, подбор и утверждение локаций, поиск референсов, идеи, стиля, других исполнителей, помощь с логистикой и т.п. Вся эта невидимая работа тоже требует оплаты труда фотографа, не считая фактической предоплаты за аренду студий и локаций, оборудования, животных, одежды, реквизита, брони отелей и билетов, если съемки выездные. Часто клиент этого не понимает — подумаешь, фотограф провел половину дня на телефонах и в интернете в попытках найти розового пони и студию со стразами! Также он не понимает и стадию постобработки, наивно полагая, что все делает компьютер.

Как правило, мы больше имеем дело с частным клиентом, желания которого трудно контролировать. Настроение его переменчиво, на планируемую фотосъемку могут повлиять погода, болезни, транспорт, плохое настроение, финансовые трудности. Пока нет предоплаты, клиент считает, что он может менять время работы фотографа и договоренности, он не чувствует ответственности, ведь «клиент всегда прав». Предоплата и договор дают клиенту ощущение, что все серьезно с двух сторон и минимизирует дальнейшие риски, ведь исполнитель тоже может и заболеть, и опоздать.

По 100%-ной предоплате лично я почти никогда не работала, потому что знаю, что клиенту тоже нужно дать гарантии, что фотограф явится на место съемки и сделает свою работу на заявленном уровне.

50%-ная предоплата обычно берется в случае выездных и/или крупных съемок, когда нужно забронировать что-то и проделать большую часть предпродакшена. Или в случае работы с компаниями.

Оплата по факту работы в моем случае происходит чаще, но я от нее периодически страдаю. Потому что редко намерения доходят до действий, клиенты отменяют съемки в последние моменты. Но это съемки, как правило, одно-двухчасовые, и я стараюсь войти в положение клиента. Хотя, наверное, надо приучать людей к тому, что «уговор дороже денег». Обычно те, кто на самом деле заинтересован, будут просить фотографа взять предоплату, чтобы съемка мечты произошла.  В таком случае я беру предоплату 10-20% и предупреждаю о том, что она не возвращается в случае отмены заказа.

Есть еще вид оплаты 20%-50%-30%. Когда 20% предоплаты берется до начала съемок для заверения всех наших договоренностей, 50% — в день съемки, и 30% — после получения на руки готового материала. Речь идет, в основном, о свадебных съемках, когда планируются большие траты, и молодожены нервничают, их это успокаивает и позволяет иногда даже подвинуться в бюджете, и взять более дорогого и качественного фотографа, чем планировали. Но бывают и подводные камни, когда клиент винит за плохую свадьбу (некачественный макияж и прическу, экономию на флористе, неправильно выбранное место торжества и платье, пьяных гостей, погоду, иные проблемы) фотографа, и пытается хотя бы его лишить денег, потому что все исполнители свое получили. Фотограф, конечно, может попытаться приукрасить действительность, но чудес не бывает, и из школьной столовой не сделать на картинке средиземноморский ресторан, из плохого настроения молодоженов — веселую свадьбу, из дождя — солнце. Были такие случаи, когда агентство в качестве рычага давления выдвинуло именно меня. Невеста не хотела отдавать деньги за организацию прошедшей свадьбы, которая ей не понравилась, и агентство просило меня не отдавать фотографии до полной оплаты всех услуг.

Андрей Спектор, специалист по таргетированной рекламе в социальных сетях

Я очень долгое время работаю на фрилансе (с 2008 года), и в самом начале пути сталкивался с различными ситуациями касаемо оплаты. Но скажу честно: практически сразу я пришел к выводу, что надо работать по 100%-ной предоплате либо брать минимум половину оплаты перед стартом работ.

Почему так? Все просто: если взять фриланс-биржи, с которых я начинал, то там очень много мошенников со стороны заказчиков (но и фрилансеров тоже, увы). Поэтому залог того, что все будет хорошо — взятие полной предоплаты.

Сейчас же, когда клиенты в основном приходят ко мне по рекомендациям, я иногда допускаю оплату 50/50, но очень редко. И она в этом случае делится так: 50% — до старта работ, 50% — когда загрузили рекламную кампанию в кабинет и начали работать. Как правило, я очень редко сталкиваюсь с тем, что заказчики не хотят вносить полную оплату либо предоплату. Если такое происходит, то мой ответ прост: я не работаю по постоплате, ищите другого специалиста.

Почему еще советую брать минимум 50% своего гонорара до старта работ (новичкам или тем, у кого низкий чек, рекомендую брать 100%). Все просто: когда ты получаешь оплату, отношение клиента сразу меняется. Он понимает, что теперь вы в равных условиях, и он не может диктовать свои. Не будет такого, что «мне не понравилась ваша работа, я не буду платить». Не будет постоянных дерганий «а сделайте еще вот это и это».

Кристина Лисинская, автор текстов для малого бизнеса

С постоянными клиентами работаю преимущественно с 50%-ной предоплатой за текст, в отдельных случаях с оплатой по факту. С новыми — только 50/50.

Предоплата для меня — это, в первую очередь, маркер готовности заказчика к сотрудничеству. Это условная гарантия того, что:

  • человек тоже будет вкладываться в работу;
  • вовремя предоставит необходимую информацию;
  • ответит на дополнительные вопросы, примет текст и оперативно пришлет правки, если такие потребуются.

Условная, потому что все равно бывают случаи, когда клиент считает, что раз он платит деньги, то должен получить готовый текст без какого-либо включения в процесс со своей стороны. В моей практике таких ситуаций не было, потому что все нюансы проговариваю до начала сотрудничества.

Иногда работаю по постоплате с экспертами и авторами, чьи проекты хорошо знаю и пишу для них не один год. Но только в том случае, если заказ маленький и время на его выполнение 1-2 дня. Делаю это по двум причинам:

1. Клиенту удобнее один раз перевести сумму, чем каждый день заниматься платежами.

2. Мне приятнее получить небольшой гонорар сразу, а не частями.

Когда клиентам нужно несколько текстов за период, например, серия постов для соцсетей на месяц, то я беру предоплату 50 % от общей стоимости заказа. Остальные 50 % они оплачивают после согласования текста последнего поста.

Но бывают случаи (чаще всего во время запуска курса), когда клиент сам не знает точно, сколько текстов в месяц и какие именно ему понадобятся.  В этом случае работаю с оплатой по факту за каждую неделю. Но опять же подчеркну, что такой формат применяю только для постоянных, проверенных временем клиентов, и только в виде исключения.

Считаю, что оплата 50% в начале работы и 50 % по её окончании — это наиболее справедливая форма расчетов между исполнителем и заказчиком, потому что в этом случае риски сторон сбалансированы.

Комментирует Ольга Юрковская, психолог, маркетолог, инфобизнесмен

Одна из моих любимых фраз: «Ничто так не повышает доверие, как предоплата». Если вы исполнитель, вам лучше получить деньги как можно раньше в полном объеме. Если вы заказчик, вам лучше заплатить деньги по факту выполнения работы. Поэтому люди и договариваются 50 на 50, потому что в интересах одного — деньги не отдавать, пока не получил качественную работу, в интересах другого — получить всю сумму и только после этого приступать к работе.

Как я работаю сама? Как правило, люди у меня получают оплату по факту сдачи работы. Например, статьи от копирайтера я отдаю редактору, с его замечаниями возвращаю на доработку, а когда статья полностью готова, перевожу копирайтеру деньги. Если речь идет о постоянных заказах одним и тем же фрилансерам, раз в неделю или два раза в месяц они мне выставляют счет за сделанную работу. Если речь о работе с агентствами, то, как правило, в начале месяца вносится предоплата примерно 50%, а в конце месяца считается реально сделанная работа и закрывается счет за этот месяц.

Я стараюсь не работать с людьми, которых не знаю, с людьми без рекомендаций и таким людям стараюсь предоплаты не давать, поскольку много фрилансеров пропадают с предоплатой. В подобных случаях можно предложить работать через гарантию биржи, когда за 10% деньги блокируются на счету биржи и переходят к фрилансеру, только если вы приняли работу. Иначе модераторы разбираются, соответствует ли заказ требованиям по качеству, и принимают решение — или вернуть замороженную сумму заказчику, или выплатить ее фрилансеру за сделанную работу.

Но у меня таких случаев нет, мне люди доверяют и знают, что я скорее заплачу за халтуру оговоренные деньги, нежели как-то буду скандалить и «кидать». Если фрилансер совсем обнаглевший, то мне несложно и в суд пойти, как это было с Торшиной.