Профессия: иллюстратор
Последние несколько лет на рынке иллюстрации наблюдается стабильный рост. Клиентов становится больше, исполнителей тоже. Неудивительно, ведь в этой профессии можно замечательным образом совместить свою любовь к рисованию, потребность в свободном графике и возможность зарабатывать достойные деньги. Где учиться и как выстроить работу с клиентами, чтобы войти в число лучших?
С чего начать: первые шаги
Сразу хочу огорчить: неплохо рисовать — этого недостаточно, чтобы начать успешную и приятную карьеру иллюстратора.
Наверное, я бы начала с вопросов к себе и чуть позже с вопросов о том, в какой области я мечтаю работать и могу использовать свои навыки.
Некоторые вопросы:
- «Какие у меня есть способности, кроме рисования?»
- «Как эти таланты можно применить в иллюстрации?»
- «В чем я хорош(-а)? Компьютерная графика, дизайн или я отлично владею красками и дружу с бумагой, картоном и холстами?»
- «По шкале от 1 до 10 насколько я хорошо умею общаться с людьми?»
- «В какой социальной сети я чувствую себя уверенно?»
- «Есть ли у меня источник ресурсов, как финансовых, так и энергетических?»
- «Для кого я хочу рисовать?»
- «В каком направлении я хочу развиваться? Коммерческая иллюстрация? Книжная? Какое-то другое направление?»
- «Я могу придумывать легко новое или мне проще рисовать по четко заданным параметрам?»
- «Какая у меня личная "фишка"? Как меня будут запоминать заказчики?»
Чем больше вопросов себе задаешь, тем яснее картина будущего развития.
Где учиться иллюстратору?
После того как вы определили вектор, можно приступать к выбору курсов, помогающих отшлифовать стартовые умения. Обучающих программ на рынке огромное множество, и новички часто пытаются ухватить все-все, а потом сидят, как драконы на горе сокровищ. Чтобы не превратиться в дракона, нужно следовать своей «путеводной карте».
Когда я пришла на рынок год назад, было понятно, что мне 35 лет и времени на долгую учебу у меня нет. Поэтому я остановилась на комбинации из курсов. Это помогло мне построить гибкую систему обучения и совместить ее с остальными моими задачами.
Мои рекомендации:
- Школа дизайна Bang Bang Education (https://bangbangeducation.ru/). Отличные курсы по разным направлениям дизайна и иллюстрации. Плюс множество суперполезных лекций для новичков и профи.
- Курс «Азбука морса» (https://vk.com/azbooka_morsa?w=address-108449631) от фестиваля книжной иллюстрации «Морс». Это серия лекций, где рассказывается много нужного — от правовых моментов до секретов рисования.
- Британская школа дизайна (https://britishdesign.ru/). Для тех, кто готов жить и учиться в Москве. Сильнейшие педагоги и хорошая программа обучения. Другие российские вузы рекомендовать не могу, почти во всех давно устаревшие методики и программы обучения, абсолютно не приспособленные к современным реалиям.
- Магистратура в финском университете AALTO (https://www.aalto.fi/). Мне очень нравится их программа.
- Еще можно погуглить очные школы в своем городе и ходить на живые мастер-классы, курсы и т.д.
- Смотреть ролики на YouTube по рисованию в Procreate и Photoshop.
- Подписываться на классные группы в «Фейсбуке» и «Инстаграме». Ищите по темам: дизайн персонажей, леттеринг и т.д.
Совет: грамотно планируйте свои траты и обязательно отрабатывайте весь материал на практике в течение месяца после курса. Иначе выбросите на ветер деньги и время.
Иллюстраторы, впрочем, как и все остальные, постоянно учатся. Счастливого момента, когда можно радостно завопить, потрясая дипломом, и успокоиться, не будет. Постоянно нужно быть в потоке, движении: смотреть, трогать, создавать контент, собирать референсы, отслеживать прогресс и просто радоваться. И учиться. Думать, какую бы еще бусину нанизать на вашу «нитку» полезных умений. Что принесет прибыль и удовлетворение? Что упростит процесс работы и общения с клиентами? Какие обязанности в вашем чек-листе устарели, а какие нужно добавить?
Что определяет профессионального иллюстратора
Для меня это:
- адекватность и вежливость;
- осознание своей ценности, что позволяет не гнаться за всем подряд;
- ответственность за свою работу;
- внимание к деталям;
- умение говорить «нет» и готовность к тому, что могут отказать;
- готовность к нештатным ситуациям;
- умение рассчитывать время на заказ;
- готовность вернуть деньги;
- обязательное составление письменного ТЗ или договора;
- привычка озвучивать прайс и показывать портфолио до начала работы.
Для заказчиков очень важно чувствовать, что они могут вам доверять и что вы их не подведете. Особенно если это «холодный» заказчик, который пришел не по рекомендации.
Как работать с заказчиком
Моя первая задача — четко описать все условия, сроки и стоимость работы, обсудить, как и когда вносятся правки, показать портфолио и запросить ТЗ (техническое задание) на мою рабочую почту. ТЗ — это важный документ иллюстратора, по которому идет работа. Нет ТЗ — заказ не беру.
Также важно донести заказчику, что после одобрения чистового эскиза правки считаются уже как новая работа.
Если заказчик требует заключить договор, то обязательно делайте это. В случае отсутствия ИП можно заключить фрилансерский договор, шаблоны есть в Интернете.
В договоре указываются весь объем работы в виде списка иллюстраций, количества бесплатных правок, сроки выполнения, способ выполнения иллюстраций, сумма оплаты, сроки оплаты и остальные нюансы (см. шаблон в Интернете).
Если договор не требуется, то ТЗ считается договором.
Я всегда беру предоплату, чаще всего все 100%. Можно помониторить по Интернету, посмотреть цены на ту или иную работу, поспрашивать знакомых. Но я не особо слежу за ситуацией на рынке. Верю, что если ты занял нужную нишу, то заказчики будут приходить всегда. У меня в основном это происходит через «Инстаграм». Мне достаточно.
Как защитить свое авторское право
Эта история больше всего заботит начинающих иллюстраторов. Для меня здесь все просто: все, что я выкладываю в свои соцсети, — это мое, на рисунках стоит моя подпись и у меня есть исходники. Но пользоваться моими иллюстрациями может каждый, если указывает авторство.
Когда я отдаю оплаченные иллюстрации заказчику, то считаю, что они принадлежат ему. Даже если это не обговорено в договоре.
В других случаях, будь то коллаборации или (у меня крайне редко) бартер, я четко проговариваю и фиксирую в письменных договоренностях, что рисунки принадлежат мне. Некоторые герои, нарисованные, например, для издательства, тоже принадлежат мне, а права на тексты проданы.
Если подвести итог, что же важно для начинающего иллюстратора, то для меня это:
- насмотренность (обширная визуальная «библиотека образов» и умение замечать необычное в повседневной жизни);
- ответственность;
- практика и еще много-много практики;
- постоянная учеба и расширение сетки навыков;
- смелость и сила идти вперед, даже когда трудно и хочется все бросить;
- определение своего вектора развития;
- умение общаться;
- делать свою работу с любовью и желанием быть полезной.
Статья опубликована в журнале Navika.pro-02.2019.