Регистрация

Как создавать ежедневный контент без привязки к музе

Просмотров: 755

 

О том, где брать темы для статей и постов, почему важно расслабиться и как научиться писать легкие «человеческие» тексты всего за 100 дней, нам рассказала кандидат психологических наук, предприниматель, мультиблогер Тата Маляр.

 

— Тата, давайте поговорим про контент. Многим новичкам, которые только начинают свой бизнес в онлайне, ежедневно приходится генерировать этот самый контент. Это такая огромная часть работы по продвижению, которую приходится делать самим. И для многих она становится просто адской мукой. Делать контент-план, ежедневно выдавать какую-то полезную или развлекательную информацию… Если ты не журналист или копирайтер, тексты, бывает, даются пóтом и кровью. А вы знаете, как писать их легко, не «вздувая вены». В чем секрет?

— Мне было знакомо это ощущение, когда текст тяжело идет, словно не пишешь, а камни ворочаешь. Конечно, такое положение дел не устраивало, и я долгое время искала способы справиться: индивидуально работала с редактором, какие-то курсы проходила, ввязывалась в марафоны, читала специальную литературу, но толку было мало.

Однажды наткнулась на очень простую идею: нужно каждый день писать короткий текст. Не важно о чем, важно — каждый день! Я решила экспериментально проверить, как это будет работать. Поставила себе цель: 100 дней = 100 текстов. И стала писать. На 45-м тексте поняла, что мне не хватает смысла в этой затее. Мне нужны были хоть какая-то обратная связь и поддержка.

Конечно, меня поддерживали мои домашние, особенно муж. В ситуациях, когда я готова была остановиться, когда казалось, что никому это не нужно, он просто вставал рядом и говорил: «Нет, дорогая, сегодня ты снова напишешь текст! Если сейчас позволишь себе свинтить с темы, потом никогда не вернешься ни в нужный ритм, ни к текстам. Давай вместе придумаем идею для поста, м?» И я продолжала писать.

Где-то около полугода постоянных тренировок в формате «надо писать — сажусь и пишу» мне понадобилось, чтобы отношение к тексту изменилось. Создание текста стало любимым и приятным занятием, а не повинностью. И теперь я легко пишу в любой момент, когда это нужно для дела или для себя. Не жду, пока меня накроет вдохновением.

— Но есть такой дурацкий синдром отличницы. Вот что с ним делать? Как научиться легче воспринимать свои тексты и себя?

— Синдром отличницы — управляемая штука. В его основе заложены желание быть лучше всех, ожидание оценки и похвалы. То есть отличница должна сравниваться с кем-то, чтобы понимать, что она может лучше. А еще ей нужен некий «учитель», он же оценщик, который будет хвалить или ругать.

В работе с текстами нужно сменить фокус вовнутрь — во-первых, стать оценщицей и контролером самой себе и, во-вторых, сравнивать результаты не с кем-то, а со своими собственными предыдущими результатами. А дальше просто: ставим себе конкретную задачу — выдавать не некий «идеальный текст», а просто текст, но каждый день. Причем не черновик, а полноценный и, что важно, опубликованный где-то текст. Для этих целей идеальны соцсети.

Как измерить результат? Например, взять за критерий оценки время, затраченное на создание текста. Вести учет в дневнике, фиксировать порядковый номер дня работы с текстами, количество написанных слов, сколько минут понадобилось на текст. Обязательно делать отметку о публикации.

Интересное наблюдение — ко мне на курс приходили и копирайтеры. Казалось бы, это профи, которые деньги зарабатывают на текстах! Да, они тоже мучаются от того, что тексты не пишутся.

Те, кто старается сразу писать «правильно», путают в одно дело два разных процесса: создание черновика и редактуру. Чтобы писать качественные тексты, для начала нужно выработать легкость в создании черновика. Редактура — это не создание текста. Это следующий этап работы, когда ты оцениваешь, правишь, дополняешь, переписываешь. Этот процесс можно запускать только тогда, когда есть что править. А если ты банальный черновик не можешь из себя выдавить, то о чем вообще речь?

И еще момент про «правильные» тексты. Мы все закончили общеобразовательную школу, где научились писать сочинения. Точно знаем, что такое вступление, основная часть и заключение. Этого базового уровня знаний вполне достаточно для того, чтобы «расписаться». Когда легко рождается черновик, можно уже осваивать какие-то техники, практики, усиливать тексты. А пока текстов нет, что усиливать-то?

— Сегодня от контента требуется быть человечным, искренним, от души и чтобы побольше «жизненного». Но стоит ли делиться личным в соцсетях? А как же вот это «не выноси сор из избы»… Ведь вообще мощная установка из детства. Мой отец военный, работал в секретной части. И вот все эти секреты, «никому ничего не рассказывай» уже прошиты на подсознательном уровне. Я не могу описывать свою жизнь, не могу продавать своей историей. Где же брать тот самый личный искренний контент?

— Очень просто. Это те самые заборчики, которые люди выставляют сами себе. Для кого-то забором, дальше которого не пройти, становится тот самый «идеальный текст». Для кого-то — установка, что нужно обязательно писать о себе.

Дело в том, что люди в Интернете не ищут какие-то удивительные истории с приключениями. Они ищут других людей. А писать интересно и показывать себя как уникального человека с конкретной точкой зрения, суждениями и опытом можно через любую информацию. Ну вот скажите мне, пожалуйста, какие выводы о моей личной жизни вы сделали, побывав на моем сайте?

— Что есть муж, про детей не ясно. Что вы остроумная, веселая, любите перемещаться в пространстве, готовы экспериментировать... ну да, в общем-то, досье так себе.

— В том-то и дело, что личные тексты — это не какие-то события из жизни, не досье. Личное тексты — это тексты, где видна личность. У меня есть такая статья «Как я задушила в себе рассказчицу». Она про то, что я не люблю скандалы, конфликты, не люблю на них пиариться, не выношу сор из избы. Это мои ценности. Я о них пишу. Эмоционально и легко. И читается это тоже легко. Вот это личный контент. И люди на него отзываются. Отзываются не на событийный ряд, а на чувства и эмоции.

Я не пишу, какая у меня семья, не пишу про детей, не всегда пишу про свои перемещения. И если отключить геолокацию в телефоне, люди не будут знать, где я сейчас нахожусь. Сохранных механизмов много. И это понимание приходит, когда ты начинаешь много писать.

А что касается страха публичности… Это специфика нашей страны. Это передается из поколения в поколение. Была же такая статья в сталинские времена — «заложи соседа». Если не стучишь на соседа, то сажают тебя. На генном уровне в нас сидит этот страх рассказывать про себя, страх подставиться. Но есть технологии, которые с этими страхами работают.

Когда-то я проводила тренинг по «коммуникативным компетенциям» (да, знаю, в 2000-х с продающими названиями было не очень). Так вот там было такое задание: нужно познакомиться на остановке с человеком, договориться с ним о встрече и попрощаться. И все это сделать с помощью невербальных сигналов, то есть жестами. Мы снимали эти сценки на камеру, потом отсматривали и анализировали. Самый тяжелый момент для участников тренинга был видеть себя на экране, слышать, как тебя обсуждают. Это болезненно.

То же самое с текстами. Когда ты начинаешь публиковать их, это может быть болезненно. Но ты планомерно и методично приучаешь себя вот так открыто общаться с людьми через свои публикации. Страх проходит, причем довольно быстро — на четвертом-пятом посте. А на его место приходит азарт. Появляются мысли: «Сегодня напишу так, чтобы вот эти девочки точно заинтересовались! А есть у меня мужик в подписчиках, я его даже тегну, чтобы он мне сказал, что думает. Интересно, как он среагирует!»

— У меня в ленте «Фейсбука» валом коучей, психологов, консультантов, и у многих такие шаблоны: подвожу итоги, декларирую планы, всякие озарения, глубокие умозаключения по мелким темам и т.д. Сторителлинг по книжке, в общем. Вот как на всем этом фоне отличиться от других?

— Про «правильные» тексты мы уже говорили выше, и это всего лишь еще один пример такой странной «правильности» — сторителлинг по книжке. По тексту всегда видно, пишет ли человек долго или еще расписывается. Участникам своего курса я говорю постоянно: «Пишите каждый день. Если ваш текст хорошо структурирован, легко читается, публикуйте его и не ждите никакой обратной связи. Садитесь писать следующий текст».

От текстов (даже написанных профессиональными копирайтерами) бывает ощущение, что человек писал, стиснув зубы, в поте лица клешнями вытаскивая из себя эти 200 слов. А вот когда человек по-настоящему «врабатывается», у него уходит этот спазм.

Очень важно научиться доверять своим ощущениям, эмоциям. Только тогда тексты «очеловечиваются» и начинают вовлекать других людей. И только тогда можно найти тему, которая будет долго увлекать тебя самого. 

К примеру, есть такой блогер Зоя Арефьева. Она жила в Норильске, так и представлялась: «самый северный блогер в нашей стране». Зоя всегда писала такие правильные, выверенные и структурированные тексты с легкой иронией. А потом произошло нечто прекрасное — она нащупала волну, которая ей нравится. Сейчас Зоя пишет жесткий стеб. Каждый ее пост — как анекдот из жизни. Видно четко — человек нашел себя. Когда люди видят в ленте Зою, они сразу идут читать, потому что знают, как ее тексты поднимают настроение.

И вот это просто нельзя было специально продумать или придумать. Это только практика и еще раз практика. Перед тем как начать отличаться, надо пройти период шаблонов и клише. Главное — не зависнуть в нем надолго.