Как разбогатеть
благодаря вашим знаниям
Регистрация

Как провести/провалить писательский флешмоб

Просмотров: 105750

 

В последние пару лет стало модно делать писательские флешмобы в соцсетях. Отличный формат, очевидные плюсы для ведущего и участников, легко продать и просто провести. Оказывается, нет. Провести совсем не просто.

Плюсы формата

Для участников:

— Заявить о себе и своем продукте.

— Дешево и сердито поучиться основам писательского мастерства.

— Написать десяток хороших текстов, которые можно использовать для продаж.

— Получить море лайков и комментариев, продвинуть свою страницу.

— Испытать радость творчества и, возможно, открыть в себе писательский талант.

Для ведущего:

— Привлечь к себе большую аудиторию.

— Сформировать лояльность клиентов.

— Сделать привлекательный «фронт-энд».

— Получить большое количество отзывов.

— Немного прославиться. :-)

Казалось бы, сделать такой флешмоб очень просто. Собираешь людей в закрытую группу, каждый день даешь им задание: написать пост на какую-то тему, — вот и все дела. Поскольку продукт недорогой, то и продать его легко, особенно если проводишь флешмоб не первый раз и собрал много отзывов.

Все просто, не так ли?

Нет, не так.

Сейчас расскажу вам, как устроен хороший флешмоб и как — не очень хороший.

Но сначала небольшая историческая справка.

Мода на писательские флешмобы началась с «Движухи Захаряна — 2015», на нее собралось почти 600 человек. Этот проект был чем-то совершенно новым — по формату, харизме автора и количеству восторженных отзывов. Автор статьи сам проходил «Движуху» в 2015 году, попутно открыв в себе талант коммерческого писателя.

Проект был крайне удачным — очевидно, что его начали «моделировать». Кто-то делал это красиво, взяв у Захаряна формат и придумав классный авторский контент. А кто-то просто украл идеи и тексты. Но сегодня речь не о ворах. Сегодня о том, что должно присутствовать в классном писательском флешмобе и без чего он не будет работать.

Вот компоненты хорошего флешмоба:

1. Интересные задания

Хорошее задание — это всегда вызов. Когда человек читает задание, у него должна возникать смесь удивления, предвкушения, страха и азарта. Если участник в этот момент думает: «Ух, вот это ни … ж себе!» — значит, задание выбрано правильно.

Важно учитывать уровень участников. Новичкам нужно давать относительно простые, но очень четкие и структурированные задания. Опытным — посложнее. Кстати, один из самых сложных видов заданий — это пост на свободную тему. Если дать его новичкам, гарантированно получишь слабые тексты.

2. Крутые авторские тексты

Мало дать интересное задание — к нему нужно правильно подвести.

Допустим, участники видят примерно такое задание:

 «Так, а сегодня мы описываем день своей смерти. Представьте, что вы умерли. Что говорят люди у вас на похоронах? Напишите про это рассказ».

«WTF?!» — подумают люди. Или, говоря русским языком: «Что за нелепица происходит в этом странном месте?» И будут совершенно правы.

Чтобы такое задание «сработало» и участники выполнили его всерьез, нужна правильная подготовка. Ведущему нужно написать очень точный и глубокий вступительный текст, который настроит участников соответствующим образом.

И, конечно, не стоит давать подобные задания в начале флешмоба.

В целом каждое задание должно начинаться с текста, в котором ведущий флешмоба «жжет глаголом», воспламеняя творческий запал в сердцах участников. Если в качестве заданий используются скучные, банальные, неэмоциональные тексты, участники будут писать такие же.

3. Личность ведущего

Важно, чтобы ведущий обладал достаточным авторитетом среди участников.

Для этого прежде всего ему самому нужно писать сильные тексты — чтобы участники хотели научиться делать так же. И он должен явно присутствовать в самом флешмобе — давать задания, отвечать на вопросы, комментировать, ставить лайки.

4. Социальная составляющая

Главная вещь в любом флешмобе — ощущение того, что ты делаешь это вместе с другими людьми. Участников необходимо объединить в команды, внутри которых они будут взаимодействовать — читать, лайкать и комментировать. Можно включить соревновательный элемент между командами.

Часто во время флешмобов люди находят друзей, клиентов — и даже будущих супругов.

Именно социальная составляющая дает самый большой драйв во флешмобе. Игнорировать ее — значит провалить флешмоб.

5. Обучение

Необязательный, но довольно важный элемент, особенно если мы делаем платный флешмоб. Нужно выдавать техники, методики, приемы, для того чтобы у участников создавалось впечатление, что они чему-то учатся, а значит, делают что-то полезное. Кто-то правда будет учиться, кто-то забудет про эти техники тут же после прочтения — но они дают ощущение важности и серьезности мероприятия.

6. Сюжет/тема

Еще один необязательный элемент, который украшает и углубляет флешмоб. Захарян, например, его не использует, а мне нравится проводить тематические флешмобы. Сильная тема настраивает людей на определенную волну, погружает в некую историю — и делает флешмоб более интересным. Например, в «Эмоциях и текстах» мы проходим через спектр базовых человеческих эмоций. В «7 смертных грехах» — обучаемся в школе маэстро Люци, разбираемся в глубинных мотивах поведения, почему-то называемых «грехами».

7. Стоимость

Флешмоб должен быть дешевым — иначе он превращается в другой формат. На мой взгляд, стоимость выше 2–3 тысяч рублей переводит продукт в категорию тренингов — он становится значительно менее массовым и требует другого подхода к своему ведению. Вдобавок тогда он занимает другое место в линейке продуктов и перестает играть роль «фронт-энда». А задача флешмоба — собрать максимальное количество людей и дать им максимальное количество эмоций.

Теперь расскажу о том, как НЕ надо делать писательские флешмобы.

Недавно я участвовал в таком распиаренном продукте, как «Текст-драйв» от Кати Иноземцевой и Free Publicity School. На «Навике» уже выходила статья, в которой Иноземцеву обвиняли в плагиате курса писательского мастерства (https://navika.pro/rassledovanie/posts/nadoelo-byt-vitaminkoj).

В случае «Текст-драйва» обвинения в плагиате совершенно неуместны. Хотя бы потому, что в нем нет контента, который мог бы быть украден. Флешмоб совершенно пустой. Тот случай, когда в раскрутку вложили условный «миллион», а в разработку контента — условные «100 рублей».

Но давайте разберем по пунктам ошибки в организации флешмоба.

1. Задания

Большинство заданий выглядели так: «Напишите пост на свободную тему». Выше я писал, что для новичков это крайне сложное задание, — а большинство участников «Текст-драйва» были новичками. Я регулярно читал посты участников — интересных было крайне мало. Неудивительно — новичок просто не знает, как выбрать сильную тему поста.  

2. Авторские тексты ведущих флешмоба

Практически отсутствовали. Вместо них каждый раз давалось короткое видео с рекомендациями от разных экспертов. Видео — это неплохо, но мы же пришли писать тексты, не так ли? Где источник вдохновения, на который участники хотели бы равняться? Классный текст ведущего создает мотивацию и тот самый драйв. Ничего подобного здесь не было.

3. Личность ведущего

Практически отсутствовала. Хотя флешмоб рекламировался от имени Кати Иноземцевой, в самом процессе Катя не участвовала. Все тексты были написаны от имени абстрактных организаторов, комментарии в «Инстаграме» — от имени группы. Не было ощущения, что есть лидер, за которым мы идем.

4. Социальная составляющая

«Набрать чернил и плакать» — вот что можно сказать по поводу социального компонента «Текст-драйва».

  • Формировать команды, которые соревнуются между собой и поддерживают участников внутри команды? Вот еще!
  • Организовать процесс так, чтобы участники читали, лайкали и комментировали друг друга? Глупости!
  • Помочь участникам найти друзей, единомышленников, клиентов? Пусть сами организуются!

Тебе на почту просто приходят задания, ты пишешь пост, выкладываешь ссылку в личном кабинете на «Геткурсе» — и все. Да, в «Инстаграме» есть закрытая группа — в ней организаторы выкладывают дополнительные мотивирующие посты и отвечают на вопросы, но никак не обеспечивают взаимодействие участников между собой. Для «Фейсбука» и «ВКонтакте» нет вообще ничего — хотя флешмоб проходит вроде как сразу в трех соцсетях.

Итого — главный компонент любого флешмоба просто проигнорирован.

5. Обучение

Присутствовало — видеоуроки от разных экспертов с писательскими советами.

В этом смысле все неплохо.

Хотя хотелось бы видеть крутые тексты этих экспертов, а не «говорящие головы».

6. Сюжет

Отсутствовал. Никакого погружения в мир эмоций, практического изучения смертных грехов, путешествия в Зазеркалье — ничего. Просто задания на свободную тему + отдельные писательские советы.

7. Стоимость

Разные пакеты — от 1,5 до 15 тысяч рублей.

Я покупал базовый пакет, поэтому жалею лишь о потраченном времени.

Что думают те, кто купил самый дорогой, — боюсь предположить.

Основное чувство после прохождения этого флешмоба — недоумение.  

Если бы «Текст-драйв» делали новички без бюджета, вопросов бы не возникало.  
Но это большой дорогой проект от раскрученной онлайн-школы. Причем уже третий поток. Почему нельзя вложить в контент хотя бы 50% ресурсов, вложенных в пиар и рекламу, — непонятно.

Итого: если вы хотите принять участие в писательском флешмобе, выбирайте правильно.

Для этого убедитесь, что:

1. Вас вдохновляют тексты автора флешмоба.

2. Автор действительно ведет этот флешмоб — а не отдает его на откуп безликим администраторам.

3. Во флешмобе присутствует социальная составляющая — участников объединяют в команды, они читают, лайкают и комментируют друг друга. Это самый важный момент.

4. Во флешмобе вас будут учить полезным писательским приемам. Хотя это не очень важный момент. :-)

5. Участие стоит недорого.

А в остальном — желаю радости творчества, классных текстов и новых клиентов!